В Забайкальском крае в воскресенье пассажирский автобус упал с десятиметрового моста в замерзшую реку Куэнга и перевернулся. Из-за падения на лед у автобуса проломило крышу, и люди оказались заблокированы внутри. Поставить автобус на колеса удалось только через несколько часов. По последним данным, в аварии погибли 19 человек, в числе которых два ребенка. Всего в автобусе было 43 пассажира и водитель. Официальная версия произошедшего
— взрыв колеса, но местные жители считают, что виной трагедии могли стать ужасные дороги в регионе, а некоторые уверены: водитель превысил скорость.
Рейсовый автобус Kia Granbird направлялся из Сретенска в Читу. Страшная авария произошла около 15.00 (9.00 мск) 1 декабря в 60 км от Сретенска. Очевидец опубликовал видео с места падения автобуса. На кадрах транспортное средство сильно повреждено, салон автобуса практически ушел под лед. Снег вокруг машины красный от крови. Из-под металла виднеется мужчина, он просит о помощи. «Страшно», — говорит свидетель за кадром. Как объясняют местные жители, речушка небольшая и промерзла до основания. «Если бы река не покрылась льдом, то жертв было бы еще больше. Да и вообще при таком падении надо в рубашке родиться, чтобы выжить. Да и автобус изношенный до дыр — так себе перспектива», — пишет местный житель в соцсетях.
Сразу после аварии мы дозвонились до главы сельского поселения Верхняя Куэнга Сретенского района Сергея Добрынина. Вот что он рассказал.
— Я сейчас нахожусь прямо около моста через реку Куэнга. На льду лежат 19 погибших. Последнего из автобуса вытащили только что. Больше там никого нет. Автобус полностью не провалился под лед, только часть салона оказалась в воде. Глубина реки там около полутора метров. А толщина льда на реке около 70 сантиметров. Морозы у нас стоят уже хорошие. Спасательные работы уже закончены. Тела погибших пока никуда не перевозят. Вещи пассажиров собирают в отдельную кучу, описывают все найденное.
— В автобусе были в основном жители Сретенска, откуда автобус шел в Читу?
— Нет, там были жители Усть-Наринзора, Верхней Куэнги, других населенных пунктов, которые расположены на трассе.
— Среди погибших есть дети?
— Есть те, кто только этим летом закончил школу. Также среди погибших, насколько я знаю, двое мальчиков.
— У водителя шансов выжить при падении автобуса с моста не было?
— Когда лопнуло переднее колесо, автобус пробил бордюр, полетел с моста вниз, весь удар пришелся как раз на кабину водителя. Автобус упал на нос, а потом перевернулся на крышу.
— Какая высота моста через реку?
— Около восьми метров.
— Кто-то из пострадавших остается еще на месте?
— Всех раненых развезли по ближайшим районным больницам, часть отправили в Чернышевск. Для эвакуации прилетели два вертолета. Кто-то из пассажиров рухнувшего на лед автобуса сам выбрался из салона. Водители рассказывали, что люди в шоковом состоянии ловили попутки, самостоятельно уезжали. Вполне возможно, придя в себя, кто-то из них может обратиться за медицинской помощью.
Как рассказала «МК» руководитель пресс-службы администрации Елена Назарова, в ближайшие больницы были отправлены 22 человека, из них многие в тяжелом состоянии. Главный врач Шилинской больницы Сергей Бянкин сообщил, что в его учреждение поступило семь человек. «Три женщины и четверо мужчин. Состояние пяти пациентов оценивается как среднее, двух — тяжелое. Один человек сейчас находится в реанимации. Он не приходит в сознание», — рассказал Бянкин.
Перевозками по этому направлению занимается индивидуальный предприниматель Сергей Пнев. Он сообщил «МК», что конкретно этот автобус был заказным: «Очень большой пассажиропоток. Этот рейс был дополнительным». При этом он не стал давать точную оценку состоянию транспортного средства. «Автобус как автобус», — сказал Пнев, добавив, что его автобусы регулярно проходят техосмотр. Также выяснилось, что конкретно за этот рейс отвечал другой предприниматель — Иван Стрельников. Он получил лицензию совсем недавно, в апреле. Естественно, его ИП еще не успело пройти проверку. Инспекции Пнева выявляли различные нарушения, но все больше технические, связанные с отклонением автобусов от рейсов. «Для наших краев это обычное дело, — поясняет местный житель. — Есть деревни, которые стоят в отдалении или там нет остановок. А как людям добираться? Вот и уговаривают шоферов».
Водителем оказался 47‑летний Сергей Кубасов. Судя по страницам в соцсетях, Кубасов женат и у него есть дочь. Он увлекался рыбалкой, выбирался с семьей кататься на лошадях. И самое главное — он, кажется, действительно любил свою работу. Как минимум на его странице множество шутливых видео про работу водителя.
Один знакомый Сергея — Валерий Кошелев, сообщил, что в последнее время мало с ним общался, но уверен, что не справиться с управлением Кубасов не мог. «Он был очень опытный водитель. Вся его техника всегда была в идеальном техсостоянии. Он в этом вопросе был очень щепетилен», — поделился он.
— Он и фуры возил, у него были обширные связи среди дальнобойщиков. Сергей Кубасов был очень отзывчивым. Когда у меня на трассе сломалась машина, остановился, помог мне ее запустить, от денег отказался, сказал, что мир тесен, глядишь, и я ему в трудную минуту помогу, — рассказывает житель Читы Олег. — А как-то увидел, как он тянул по дороге на тросе неисправную легковушку.
Другой знакомый Сергея Кубасова говорит, что он никогда не был рвачом. За баранкой он был с 18 лет, у него за плечами огромный водительский стаж.
— Это очень совестливый человек. Он остро переживал любую несправедливость. Мы с ним общались по поводу спасения Жарчинского водохранилища, которое является источником питьевой воды, снабжает дома, школы и больницы Вершино-Дарасунского и Тунгокоченского районов Забайкальского края, — говорит его знакомый Игорь. — Мы протестовали, чтобы там не добывали золото, не загрязняли водоем. Сергей так же, как и я, подписал петицию.
А местные жители рассказывают об этом участке дороги как об одном из наиболее опасных на трассе Чита — Сретенск. «Там куча смертельных ДТП, все в венках было», — пишут в соцсетях. Сам рельеф местности не в пользу водителей: перед мостом крутой спуск и поворот. Малейшее превышение скорости на гололеде может привести к заносу. Да и качество трассы оставляло желать лучшего.
ПРИЧИНЫ АВАРИИ
Глава межрегионального профсоюза «Дальнобойщик» Валерий Войтко сообщил «МК», что взрыв колеса всегда ведет к тяжелым авариям и предотвратить это невозможно. «Если отошла передняя ось, то шансов обойтись без жертв практически нет. При этом техосмотр ничего не скажет и не покажет. Это может быть внутренний дефект, заводской брак — это раз. Может вывалиться металлический костыль, попасть обломок камня — это второй вариант. Также бывает, что колесо попадает в выбоину и взрывается. Масса всяких случаев, которые просто невозможно предвидеть. Что касается дороги конкретно на этом участке, сказать не могу, но на Байкале дороги вообще не фонтан. Если говорить о региональных дорогах, то их большая часть находится в плачевном состоянии», — считает Войтко.
Руководитель гоночной команды «ГАЗ РЕЙД СПОРТ» Вячеслав Субботин напоминает, что покрышки для автобусов и дальнобоев — одни из самых надежных, и простым гвоздем повредить их нельзя, нужно что-то более существенное. Но он обращает внимание, что автобус был бэушный и шины на нем также. Также эксперт заявил, что китайские производители уже научились поставлять на мировые рынки довольно качественную продукцию, что не скажешь о китайском внутреннем рынке. И несмотря на то, что автобус корейский, в Забайкалье вполне могли попасть уже использованные колеса из Китая.
Интересный нюанс: в середине «нулевых» годов от автобусов Kia Granbird в ряде регионов хотели вообще отказаться из-за многочисленных нарушений в эксплуатации. Речь идет, в частности, о Томской области. Там в августе 2005 года на Мариинской трассе произошло страшное ДТП, и тоже с участием автобуса этой марки. Kia Grandbird пошел на обгон трактора на ночной дороге и на полном ходу врезался в «КамАЗ». После удара автобус загорелся. Погибли 14 человек. Тогда экспертиза, в частности, установила, что многие пассажиры сгорели из-за невозможности вовремя покинуть салон. Дальнейшая проверка выявила в автопарке 56 автобусов, не соответствующих нормам. Среди них были и южнокорейские Kia Grandbird. Подчеркивалось, что автобусы выпускали до ужесточения ГОСТов, и у многих машин было недостаточно запасных выходов. Впрочем, зачастую сами водители вносили изменения в конструктивные особенности автобуса, делая их непригодными для перевозки пассажиров.